За свою сознательную жизнь я прошла две ипостаси – труд в качестве наемного работника и предпринимательская деятельность.
Скажу честно: когда я оказалась один на один с суровым миром малого бизнеса, я испытала перерождение. Мне казалось, что мою личность стерли, и все, что сейчас происходит со мной, пишет мою историю заново. Я думала, что забыла все «до», и теперь новая точка отсчета – события «после».
Спустя какое-то время я смогла анализировать события этого самого «после». При здравом размышлении, я поняла, что кое-что из того, чем я пользовалась «до того как», сослужило мне верную службу в моем свободном плавании.
1. Пунктуальность. Работа на себя сильно расхолаживает. Поэтому я не советовала бы людям, не обладающим должным уровнем самоорганизации, ставить себя в жесткие рамки обязательств перед клиентами, посредниками, партнерами. После нескольких срывов сроков с вами просто перестанут иметь дело.
Видимо, сказывался стаж длительной работы в полувоенной структуре, где за 3 опоздания в рамках одного месяца предполагалось увольнение, поэтому я всегда с уважением относилась к чужому времени. Не так-то просто быть вовремя тогда, когда за опоздание тебе не грозит никаких немедленных ощутимых санкций.
2. Ответственность . Это качество тоже из области самоорганизации.
Предположим, вам необходимо выполнить какой-то заказ. Сделать это необходимо к определенному сроку и определенного качества.
Если бы речь шла о производственном задании в организации, где вы – наемный работник, было бы точно известно, что в случае невыполнения вам грозит выговор/лишение премии/понижение в должности/увольнение. Последствия от невыполнения заказа перед клиентом вряд ли повлечет за собой немедленное закрытие вашего бизнеса и лишение вас почетного звания предпринимателя.
Поэтому бизнесмены часто берут на себя повышенные обязательства, чтобы заполучить клиента, зная, что всегда смогут «переиграть» на каком-то этапе: ведь клиент вряд ли сможет поменять заказчика, когда половина работы уже сделана. Но будьте уверены – следующий заказ он отдаст уже другому исполнителю. Лично мне очень пригодилось умение выполнять обещания так, будто за его нарушение меня завтра же уволят.
3. Навык ведения учета. Один из обязательных спутников больших компаний – подотчетность каждого сотрудника вышестоящему начальству. Работая «на дядю», я больше всего ненавидела эту бумажную волокиту, на которую уходила уйма времени и сил. Когда отчитываться приходится лишь самой себе, мотивацию для этого процесса найти сложно. Однако не имея перед глазами конкретных показателей своей работы, невозможно делать выводов и анализировать текущую ситуацию. Не сразу, конечно, со временем я наладила довольно простой, но эффективный учет своей деятельности, что позволяло мне держать руку на пульсе.
4. Навык работы в коллективе. Множество интриг, сплетен и разборок, в которые я была вовлечена, будучи участником корпоративной жизни, превратили меня в мизантропа. Однако они же меня и закалили, приучив общаться с самыми разными людьми. Когда мы попадаем в уже сложившуюся команду, у нас небогатый выбор: нужно выживать или уходить. Поэтому чаще всего нам приходится приспосабливаться. В бизнесе также проблематично выбирать себе круг общения. Предпринимателю приходится бороться за каждого клиента, да и количество контрагентов и партнеров, с которыми можно иметь дело, весьма ограничено. Поэтому, если вы занимаетесь бизнесом, вам необходимо утроить свои навыки социализации.
5. Корпоративный дух. Организации не зря уделяют такое внимание формированию корпоративной культуры, понятиям миссии и стратегии компании. Человеку важно ощущать свою принадлежность чему-то важному и глобальному, осмыслять свою деятельность. Лишь уверенность в том, что я делаю значимое и полезное дело помогало мне порой остаться на плаву, когда больше всего на свете хотелось все бросить.